Купить
диплом любого вуза стало просто. Это в советские времена не особо
одаренным абитуриентам приходилось поступать в институт или университет
по несколько раз, зубрить школьную программу, а потом, поступив, снова
зубрить, чтобы сдать сессию… Теперь можно просто заплатить деньги — и
поступить. Можно не учиться — опять же если есть деньги. Можно дать "на
лапу" преподавателю и получить приличную оценку. А через несколько лет
и диплом...
Коррумпированных милиционеров, судей и прокуроров у нас иногда
"показательно" сажают за решетку. Меж тем о судебных процессах по делам
взяточников-преподавателей или взяткодателей-студентов ничего не
слышно. Как будто их нет.
По количеству университетов и
студентов на душу населения Кыргызстан, несомненно, находится где-то в
первой десятке государств. А может, даже в пятерке. Однако
"плодовитость" нашей системы высшего образования явно не идет ей на
пользу. Стольких дипломированных юристов и экономистов, как у нас, нет
нигде в мире… Вернее, не юристов и экономистов, а людей с
соответствующими дипломами, ибо у нас ценятся не знания, а диплом. Но
если на первом месте работы вдруг выяснится, что молодой специалист
ничего не смыслит в избранной профессии, это вовсе не значит, что его
тут же попросят уйти. Потому как он может оказаться родственником
начальника, племянником руководителя налоговой инспекции, младшим
братом депутата или, не дай бог, кого повыше…
По большому
счету, с коррупцией в образовательной системе никто и не борется. Сбор
доказательств — настоящая морока: надо предоставить аудио- или
видеозапись дачи взятки, найти свидетелей, которых в таких делах просто
не бывает… И вообще, всех всё устраивает: преподавателям выгоднее
ставить отметки "за дополнительную плату", а студентам не забивать
мозги знаниями. В результате страна получает квазиспециалистов.
Поэтому
с коррупцией приходится биться отдельным энтузиастам и международным
организациям. Например, в ошских вузах в январе этого года стартовал
проект "Антикоррупционная реформа в системе образования". Алишер
Мамажанов, президент общественного фонда "Голден гол", который и
внедряет этот проект, говорит, что уже заключен меморандум о
сотрудничестве между молодежными комитетами десяти высших учебных
заведений города. Активисты решили выявить уровень коррумпированности
во всех вузах и запланировали некоторые мероприятия. Насколько
результативной будет их деятельность, покажет время.
Бытует
мнение, что если бы преподаватели получали высокие зарплаты, они не
брали бы взятки. Вряд ли. Это возможно только в том случае, если все
студенты вдруг станут умными и трудолюбивыми, если они будут уверены в
том, что после университета запросто найдут хорошую работу, где им за
их знания будут платить большие деньги. Но этого не будет. По крайней
мере, еще лет тридцать-сорок.
И все же, как говорил один киногерой, нет безвыходных положений — есть неприятные решения.
Стоило
бы сократить количество вузов. Особенно в провинции. Например, в
Джалал-Абаде их штук пять на сто "с лишним" тысяч населения. И чуть ли
не в каждом есть юридический факультет. Куда деть столько юристов? Их
уже давно больше, чем сварщиков, трактористов, инженеров и агрономов
вместе взятых. Может, им отправиться, как другим землякам, на заработки
в Россию? Но вот беда — их дипломы там, извините, не канают. Как,
впрочем, и знания.
Кстати, не стоит думать, что взятки дают
все студенты поголовно. Есть еще такие, которые учатся добросовестно.
Тем не менее находятся преподаватели, которым не нужны знания учащихся
на экзамене, а нужны их деньги. Из рук в руки, а не через кассу
университета. Что делать студенту в такой ситуации? Идти в милицию или
прокуратуру? Координатор проекта Ошского ресурсного центра "Интербилим"
Мерим Досмуратова советует обратиться к правозащитникам, например, в их
организацию или в тот же "Голден гол".
Другая сторона
проблемы — именно преподаватели. Хорошие, "остепененные" педагогические
кадры сегодня можно пересчитать по пальцам. Автору этих строк один
врач, кандидат медицинских наук, поставил неверный диагноз: боли в
пояснице он принял за какую-то почечную болезнь, а через неделю
выяснилось, что у меня остеохондроз. Семь дней я глотал дорогие и
противные лекарства, пока соседка-пенсионерка, бывшая медсестра, не
поставила правильный диагноз.
Другой мой знакомый сейчас
преподает в одном из бишкекских вузов. В советское время он окончил
МГУ, в годы независимости — государственный вуз азиатской страны, где
обучение велось на английском языке. Он плохо говорит по-русски и
совсем не говорит по-английски. Уму непостижимо, как он умудрился
получить свои дипломы…
Искоренить коррупцию в системе
высшего образования за короткий срок, наверное, нельзя. Можно снизить
ее уровень. Для этого необходима политическая воля руководства страны и
соответствующая программа, подготовленная квалифицированными, а не
"липовыми" специалистами и одобренная парламентом.
Но и это легко только на бумаге. А в реальности…
Президенту
Узбекистана Исламу Каримову приписывают следующую фразу: "Из страны
уехали золотые мозги и золотые руки. Остались столько золотые зубы".
Пожалуй, то же самое можно сказать и о Кыргызстане.
Сергей КРИВОШАПОВ,
фото Д. МОТИНОВА. |